Официальные правила петанка как вида спорта

Редакция 2016 года. Действует с 01/01/2017

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Статья 1 – Состав команд

Статья 2 – Характеристики разрешенных шаров

Статья 2a – Наказания за нестандартные шары

Статья 3 – Разрешенные кошонеты

Статья 4 – Лицензии

ИГРА

Статья 5 – Площадка и дорожки

Статья 6 – Начало игры и характеристики круга

Статья 7 – Допустимая дистанция для броска кошонета

Статья 8 – Требования к брошенному кошонету

Статья 9 – Выход кошонета из игры

Статья 10 – Устранение препятствий

Статья 11 – Замена шаров или кошонета

КОШОНЕТ

Статья 12 – Кошонет скрытый и перемещенный

Статья 13 – Перемещение кошонета на другую дорожку

Статья 14 – Правила, действующие при уходе кошонета в аут

Статья 15 – Положение кошонета после остановки

ШАРЫ

Статья 16 – Бросок первого и последующих шаров

Статья 17 – Поведение зрителей и игроков во время игры

Статья 18 – Тренировочные броски и шар, пересекший границу дорожки

Статья 19 – Шары вне игры

Статья 20 – Остановленные шары

Статья 21 – Время на бросок

Статья 22 – Смещенные шары

Статья 23 – Игрок, бросивший чужой шар

Статья 24 – Шары, брошенные с нарушением правил

НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 25 – Временное удаление шаров

Статья 26 – Проведение измерений

Статья 27 – Удаленные шары

Статья 28 – Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений

Статья 29 – Равноудаленные шары

Статья 30 – Удаление мусора для проведения измерений

Статья 31 – Претензии игроков

ДИСЦИПЛИНА

Статья 32 – Штрафы за отсутствие команд или игроков

Статья 33 – Опоздание игроков

Статья 34 – Замена игрока

Статья 35 – Наказания

Статья 36 – Неблагоприятные погодные условия

Статья 37 – Новый раунд турнира

Статья 38 – Отсутствие спортивного духа

Статья 39 – Плохое поведение

Статья 40 – Обязанности судей

Статья 41 – Состав и обязанности жюри

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Статья 1 – Состав команд

Петанк — вид спорта, в котором:

— 3 игрока играют против трех (триплеты).

Также допустимы следующие варианты:

— 2 игрока играют против двух (дуплеты);

— 1 игрок играет против одного (синглы).

В триплетах каждый из игроков использует по 2 шара.

В дуплетах и синглах каждый из игроков использует по 3 шара.

Другие варианты недопустимы.

Статья 2 – Характеристики разрешенных шаров

В петанк играют шарами, одобренными МФП и удовлетворяющими следующим критериям:

(1) сделаны из металла;

(2) имеют диаметр не менее 7,05 и не более 8,00 см;

(3) имеют вес не менее 650 и не более 800 г.

Марка изготовителя и вес должны быть выгравированы на шарах и четко видны в любой момент.

Игроки до 11 лет в турнирах своей возрастной категории могут использовать шары весом 600 г и диаметром 6,50 см при условии, что они изготовлены лицензированным производителем.

(4) не заполнены песком или свинцом. Не допускается никакая модификация шаров после фабричной обработки. Категорически запрещено закаливать шары в целях изменения твердости, установленной изготовителем.

Однако допускается нанесение на шары в соответствии со спецификацией производителя имени и фамилии (либо инициалов) игрока, а также различных логотипов, инициалов и акронимов.

Статья 2a – Наказания за нестандартные шары

Любой игрок, нарушивший условие (4), приведенное в статье 2, немедленно дисквалифицируется вместе со всей командой.

Если шар не является подделкой, но имеет заводской брак либо изношен, не проходит официальную проверку или не соответствует требованиям (1), (2) или (3), приведенным в статье 2, игрок должен его заменить. Он вправе также заменить весь комплект.

Претензии, поданные игроками и касающиеся этих трех пунктов, допустимы только до начала игры. В интересах игроков — убедиться, что их шары и шары противников соответствуют указанным правилам.

Претензии, касающиеся пункта (4), могут быть поданы в любое время на протяжении всей игры, но только в перерыве между геймами. Однако начиная с третьего гейма, если претензия по поводу шаров противника оказывается необоснованной, к счету команды или игрока противника добавляются 3 очка.

Судья или жюри могут в любое время потребовать проверки шаров любого игрока (игроков).

Статья 3 – Разрешенные кошонеты

Кошонет должен быть сделан из дерева или синтетического материала, иметь маркировку лицензированного производителя и соответствовать требуемым стандартам.

Диаметр кошонета должен составлять 30 мм (погрешность: +/- 1 мм).

Вес кошонета должен находиться в диапазоне от 10 до 18 г.

Окрашенные кошонеты разрешены, но они, так же, как неокрашенные кошонеты, не должны притягиваться магнитом.

Статья 4 – Лицензии

Для регистрации на турнир каждый игрок должен предоставить свою лицензию или, в соответствии с правилами национальной федерации, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его членство в этой федерации.

Перейти в начало

ИГРА

Статья 5 – Площадка и дорожки

Играть в петанк можно на любой поверхности. Однако организационный комитет или судья своим решением могут обязать команды играть на определенных размеченных дорожках. В этом случае при проведении национальных первенств и международных турниров они должны иметь минимальный размер 15 м в длину х 4 м в ширину.

В других турнирах федерации могут разрешить отклонения от этих минимальных размеров, но дорожки должны быть не менее 12 х 3 м.

Площадка для игры включает в себя произвольное число дорожек, обозначенных линиями (веревками), размеры которых не должны препятствовать нормальному течению игры. Линии (веревки), обозначающие дорожки, не являются линиями аута, за исключением торцевых концов дорожки и внешних границ площадки.

Когда дорожки соединяются торцевой стороной, линии, соединяющие их, являются линиями аута.

Линия (веревка), ограждающая территорию дорожки, должна проходить на расстоянии не менее 1 м от внешней границы площадки.

Игра продолжается до 13 очков. На квалификационных этапах и в групповых турнирах допускается игра до 11 очков.

Некоторые турниры могут проводиться с ограничением времени. В этом случае они всегда проходят на размеченных дорожках, все границы которых являются линиями аута.

Статья 6 – Начало игры и характеристики круга

Команды должны кинуть жребий (бросить монету), чтобы решить, какая из них будет выбирать дорожку, если она не определена организаторами, и первой бросать кошонет.

Если дорожка была определена организаторами, кошонет должен быть брошен на этой дорожке. Команды, участвующие в игре, не имеют права перемещаться на другую дорожку без разрешения судьи.

Любой игрок команды, выигравшей жеребьевку, выбирает стартовую позицию и очерчивает круг либо кладет круг-шаблон. Однако начерченный круг не может быть менее 35 см и не более 50 см в диаметре, а его размер должен быть достаточен для того, чтобы ноги любого игрока полностью помещались внутри круга.

Когда используется фабричный круг-шаблон, он должен быть жестким и иметь внутренний диаметр 50 см (погрешность: +/- 2 мм).

Складные круги-шаблоны разрешены, но только при условии, что их модель и жесткость одобрены МФП.

Игроки должны использовать круги-шаблоны, предоставленные организаторами.

Игроки также должны согласиться на использование разрешенного МФП круга-шаблона, жесткого или складного, предоставленного противником. Если круги-шаблоны имеются у обеих команд, право выбора круга-шаблона принадлежит команде, выигравшей жеребьевку.

Во всех случаях положение круга-шаблона должно быть помечено до броска кошонета.

Круг должен быть начерчен (или положен) на расстоянии не менее 1 м от любых препятствий и как минимум 2 м от ближайшего игрового круга.

Команда, выигравшая жеребьевку или предыдущий гейм, имеет одну попытку для броска кошонета. Если после броска кошонет не в игре, то он вручается сопернику, который может поставить его в любое разрешенное место на дорожке.

Команда, которая собирается бросить кошонет, должна стереть все круги, расположенные рядом с используемым кругом.

Зона внутри круга может быть полностью очищена от гравия/гальки и т. п. в течение гейма, но по окончании гейма все должно быть приведено в исходное состояние.

Круг не является аутом.

Ноги игрока во время броска должны полностью находиться внутри круга, не должны касаться его краев, не должны выходить за пределы круга и отрываться от земли до тех пор, пока брошенный шар не коснется земли. Никакие части тела игрока не должны касаться земли за пределами круга. Любой игрок, нарушивший данное правило, наказывается в соответствии со статьей 35.

В качестве исключения игроки с повреждением нижней конечности имеют право поставить в круг только одну ногу. Если игрок бросает шар из инвалидной коляски, хотя бы одно ее колесо (со стороны бросающей руки) должно располагаться в пределах круга.

Бросок кошонета одним из членов команды не подразумевает, что именно он должен бросить первый шар.

Если игрок поднимет круг-шаблон до того, как все шары брошены, то круг возвращается на место, однако право на бросок оставшихся шаров имеет только соперник.

Статья 7 – Допустимая дистанция для броска кошонета

Брошенный кошонет считается в игре при соблюдении следующих условий:

(1) Расстояние от кошонета до внутреннего края круга составляет:

— минимум 6 м и максимум 10 м для юниоров и взрослых;

— менее 6 м, что может быть разрешено на турнирах в более младших возрастных категориях.

(2) Круг расположен на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и 2 м от другого круга.

(3) Кошонет находится на расстоянии как минимум 1 м от любого препятствия и от ближайшей линии аута. Для игр с ограничением времени это расстояние уменьшается до 50 см, за исключением торцевого конца дорожки.

(4) Кошонет виден игроку, располагающемуся в круге строго вертикально, с ногами, расставленными максимально широко без выхода за границы круга. В спорных ситуациях судья решает, виден ли кошонет, и апелляции по данному вопросу недопустимы.

В следующем гейме кошонет должен быть брошен из круга, начерченного (положенного) вокруг места нахождения кошонета в момент окончания предыдущего гейма, за исключением следующих случаев:

— круг будет находиться на расстоянии менее 1 м от препятствия;

— кошонет нельзя бросить на любую разрешенную дистанцию.

В первом случае игрок должен начертить или разместить круг таким образом, чтобы он находился на требуемом расстоянии от препятствия.

Во втором случае игрок может отойти назад по линии игры предыдущего гейма, но не далее, чем до точки, с которой кошонет может быть брошен на максимальную дистанцию. Это правило применяется только в случае, если кошонет нельзя бросить на максимальное расстояние в каком-нибудь другом направлении.

Если кошонет брошен с нарушением указанных выше правил, то соперник должен переместить кошонет на место на дорожке, разрешенное правилами. Соперник также может отодвинуть круг назад, как описано выше, если первоначальная позиция круга не позволяет бросить кошонет на максимальную дистанцию.

Команда, потерявшая право на кошонет после неудачного броска, тем не менее бросает шар первой.

Команда, получившая право на бросок кошонета, имеет на это максимум 1 мин. Команда, получившая право переставить кошонет после неудачного броска соперника, должна сделать это немедленно.

Статья 8 – Требования к брошенному кошонету

Если брошенный кошонет остановлен судьей, соперником, зрителем, животным или другим движущимся объектом, он считается вне игры и должен быть брошен снова.

Если брошенный кошонет остановлен игроком бросавшей команды, то соперник переставляет его на разрешенную позицию.

После броска кошонета и первого шара соперник имеет право проверить правильность позиции кошонета, за исключением ситуации, когда кошонет был переставлен соперником.

Прежде чем кошонет будет передан сопернику для переставления, обе команды должны согласиться, что кошонет не в игре, либо судья примет такое решение. Команда, действующая иначе, теряет право броска кошонета.

Если же соперник уже бросил свой шар, то кошонет считается в игре и дальнейшие возражения не принимаются.

Статья 9 – Выход кошонета из игры

Кошонет считается находящимся вне игры в следующих семи случаях:

(1) Когда кошонет выходит за линию аута (даже если потом возвращается обратно). Кошонет, находящийся на линии аута, остается в игре. Он выходит из игры только в случае полного пересечения линии, то есть когда полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. Если кошонет свободно плавает в воде (луже), он считается находящимся вне игры.

(2) Когда кошонет находится на дорожке, но не виден из круга, согласно статье 7. При этом кошонет, скрытый за шаром, считается в игре. Для выяснения положения кошонета судья может временно удалить шар.

(3) Когда кошонет перемещается на расстояние более 20 м (для взрослых и юниоров) или более 15 м (для более молодых игроков), либо менее 3 м от игрового круга.

(4) При игре на размеченной дорожке – когда кошонет пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, или когда он пересекает торцевую линию дорожки.

(5) Когда кошонет не найден в течение 5 мин после броска.

(6) Когда между кошонетом и игровым кругом находится неигровая зона.

(7) Когда в играх с ограничением времени кошонет покидает дорожку.

Статья 10 – Устранение препятствий

Игрокам категорически запрещено втаптывать, перемещать или иным способом ликвидировать любые препятствия в пределах дорожки. При этом игрок, готовящийся к броску кошонета, может трижды опробовать место желаемого приземления одним своим шаром, дотронувшись до земли не более чем три раза. В дальнейшем игрок, собирающийся бросить шар, либо член его команды может затоптать след, оставленный одним из ранее брошенных шаров.

Несоблюдение этого правила, особенно выравнивание (очистка) поверхности перед выбиваемым шаром, наказывается в соответствии со статьей 35.

Статья 11 – Замена шаров или кошонета

Игрокам запрещено менять кошонет либо шары во время игры, за исключением следующих случаев:

(1) Кошонет либо шар не может быть найден в течение 5 мин;

(2) Кошонет либо шар разбит: в этом случае их позиции фиксируются по наибольшему осколку. Если еще остались несыгранные шары, разбитый кошонет или шар сразу же (после необходимых измерений) заменяют на другой такого же или близкого диаметра. В следующем гейме игрок может поменять свой комплект шаров на новый.

Перейти в начало

КОШОНЕТ

Статья 12 – Кошонет скрытый и перемещенный

Если по ходу гейма кошонет случайно оказывается закрытым листвой, бумагой и т. п., эти объекты удаляются.

Если кошонет переместился, например, под действием ветра или наклона площадки, или смещен судьей, игроком, зрителем, случайно вышедшим на площадку, шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим подвижным объектом, то его возвращают на исходную позицию, если она была помечена.

Во избежание разногласий игроки должны помечать положение кошонета. Претензии в отношении непомеченного шара или кошонета не принимаются.

Если кошонет был перемещен игровым шаром, он остается в игре на новом месте.

Статья 13 – Перемещение кошонета на другую дорожку

Если во время гейма кошонет перемещается на другую дорожку, размеченную или нет, он считается в игре, если не нарушаются условия статьи 9.

Игроки, использующие этот кошонет, при наличии места должны дождаться окончания гейма в другой игре прежде, чем продолжить свою.

При соблюдении этого правила игроки должны проявить терпение и учтивость.

Следующий гейм команды играют на своей дорожке, а кошонет бросают с места, которое он занимал перед тем, как был выбит, соблюдая условия статьи 7.

Статья 14 – Правила, действующие при уходе кошонета в аут

Если во время игры кошонет выходит в аут, то существует три варианта:

(1) Если у обеих команд остаются несыгранные шары, объявляется ничья и кошонет бросает команда, набравшая очки в предыдущем гейме или выигравшая жеребьевку.

(2) Если шары остались только у одной команды, то ей засчитывается столько очков, сколько шаров у нее осталось на руках.

(3) Если ни у одной команды не осталось шаров, объявляется ничья и кошонет бросает команда, набравшая очки в предыдущем гейме или выигравшая жеребьевку.

Статья 15 – Размещение кошонета после остановки

(1) Если выбитый кошонет был остановлен или отклонен от своей траектории зрителем или арбитром, то он остается на новой позиции.

(2) Если выбитый кошонет был остановлен или отклонен от своей траектории игроком, находящимся на дорожке, то его соперник имеет право по своему выбору:

(а) оставить кошонет на новой позиции;

(б) вернуть его на первоначальную позицию;

(в) расположить его в любой точке на продолжении прямой, идущей от первоначальной позиции до места, где он остановился, на расстоянии не более 20 м от круга (15 м для более молодых игроков) так, чтобы он был виден.

Пункты (б) и (в) действуют только в случае, если положение кошонета было предварительно помечено. В противном случае кошонет остается на том месте, где остановился.

Если кошонет был сбит и пересек границу дорожки, а затем вернулся на нее, он объявляется вне игры и применяются правила статьи 14.

Перейти в начало

ШАРЫ

Статья 16 – Бросок первого и последующих шаров

Первый шар в гейме бросает игрок команды, которая выиграла жеребьевку или была последней, кто набирал очки. После этого шар бросает игрок не той команды, чей шар является ближайшим к кошонету.

Игрокам запрещено использовать какие-либо предметы или чертить линии на земле для обозначения движения либо точки приземления шара. Во время броска своего последнего шара игроку запрещается держать во второй руке какой-либо шар.

Шары бросаются только по одному.

Брошенный шар не может быть сыгран повторно. Однако шар должен быть брошен еще раз, если он был остановлен или случайно отклонен от курса (между игровым кругом и кошонетом) шаром или кошонетом с другой дорожки, животным или любым другим движущимся объектом (футбольным мячом и т. п.), а также в случае, описанном во втором абзаце статьи 8. [Так в Международных правилах. Имеется в виду третий абзац. — Примеч. перев.]

Запрещено смачивать шары или кошонет.

Перед броском игрок должен удалить все следы грязи с шара. За нарушение данного правила игрок наказывается в соответствии со статьей 35.

Если первый брошенный шар оказывается вне игры, игру продолжает соперник — и так далее, пока на площадке нет шаров.

Если после тира или пойнта на дорожке не осталось шаров, то вступает в силу статья 29.

Статья 17 – Поведение игроков и зрителей во время игры

Во время, отведенное игроку для броска шара, зрители и другие игроки должны соблюдать абсолютную тишину.

Соперники не должны ходить, жестикулировать или каким-либо образом отвлекать игрока, который собирается бросить шар. Только члены команды игрока могут находиться между кругом и кошонетом.

Соперники должны располагаться за кошонетом или за игроком, в обоих случаях в стороне от направления броска и на расстоянии не менее 2 м (от кошонета или круга).

Игроки, не соблюдающие эти правила, могут быть дисквалифицированы, если после предупреждения судьи продолжают нарушать данные правила.

Статья 18 – Тренировочные броски и шар, пересекший границу дорожки

Игрокам категорически запрещено делать пробные броски во время игры. Игроки, нарушившие данное правило, наказываются в соответствии со статьей 35.

Во время игры шар, пересекающий границу дорожки, считается находящимся в игре, за исключением случаев, описанных в статье 19.

Статья 19 – Шары вне игры

Любой шар считается вне игры с момента пересечения им линии аута. Шар, расположенный на линии аута, находится в игре. Шар выходит из игры только в случае полного пересечения линии, то есть когда он полностью находится в ауте при вертикальном рассмотрении. То же правило касается и случаев, когда при игре на размеченной площадке шар пересекает более одной дорожки, соседствующей с игровой дорожкой, и когда он пересекает торцевую линию дорожки.

В играх с ограничением по времени на размеченной площадке шар выходит из игры, если он пересекает линию, очерчивающую дорожку.

Если шар возвращается на дорожку из-за наклона площадки или в результате столкновения с другим объектом, движущимся или неподвижным, он остается вне игры и немедленно удаляется с дорожки. Все объекты, смещенные этим шаром после его ухода в аут, возвращаются на свои позиции при условии, что они были помечены.

Любой шар, находящийся вне игры, должен быть немедленно удален с дорожки. По умолчанию шар считается в игре с момента, когда командой соперника брошен следующий шар.

Статья 20 – Остановленные шары

Любой брошенный шар, остановленный или отклоненный от своей траектории зрителем или судьей, остается на том месте, где он остановился.

Любой брошенный игроком шар, остановленный или случайно отклоненный от своей траектории игроком его же команды, считается вне игры.

Любой шар, брошенный в целях пойнта, остановленный или случайно отклоненный от своей траектории соперником, по решению игрока, бросившего шар, будет либо брошен заново, либо останется на месте.

Если выбитый шар был остановлен или случайно смещен игроком, то соперник имеет право:

(1) оставить его на том месте, на котором он остановился;

(2) расположить его в любой точке на продолжении прямой от первоначальной позиции до места, где он остановился, но в пределах площадки и только в случае, если позиция была помечена.

Любой игрок, намеренно остановивший шар, немедленно удаляется до конца игры вместе со своей командой.

Статья 21 – Время на бросок

С момента броска кошонета у каждого игрока есть максимум 1 мин для того, чтобы бросить шар. Отсчет времени начинается с момента остановки кошонета или предыдущего шара, а если необходимо проделать измерения, то с момента окончания измерений.

Это правило распространяется и на бросок кошонета.

Все игроки, не соблюдающие эти правила, наказываются в соответствии со статьей 35.

Статья 22 – Смещенные шары

Если шар сдвинут, например, под действием ветра или наклона площадки, он возвращается на первоначальную позицию. Это же правило распространяется на любой шар, случайно сдвинутый игроком, судьей, зрителем, животным или любым другим движущимся объектом.

Во избежание разногласий игроки должны помечать положение шаров. Претензии относительно непомеченных шаров не рассматриваются. Судья принимает решение, основываясь только на текущем положении шаров.

Если шар был смещен другим шаром из той же игры, он остается в игре на новой позиции.

Статья 23 – Игрок, бросивший чужой шар

Игрок, который играет не своим шаром, получает предупреждение. Такой шар остается в игре, но должен быть немедленно заменен, возможно, после проведения замеров.

В случае повторения этой ситуации в течение игры шар аннулируется, и все, что он сместил, возвращается на свое место.

Статья 24 – Шары, брошенные с нарушением правил

За исключением случаев, за которые предусмотрены наказания в соответствии со статьей 35, любой шар, брошенный с нарушением правил, считается вне игры, и все, что он сместил, возвращается (если было помечено) на прежнее место.

Однако соперник может толковать правила в свою пользу и рассматривать ошибочно разыгранный шар как действительный. В этом случае брошенный шар и все, что он сместил, остается на новой позиции.

Перейти в начало

НАЧИСЛЕНИЕ ОЧКОВ И ПРОВЕДЕНИЕ ИЗМЕРЕНИЙ

Статья 25 – Временное удаление шаров

Для проведения измерений разрешается временно удалить шары и любые препятствия, расположенные между кошонетом и шарами, после маркировки их положения.

После проведения измерений все объекты, которые были удалены, возвращаются на свое место. Если объект нельзя удалить, то измерения проводятся с помощью специальных инструментов.

Статья 26 – Проведение измерений

Измерения проводятся игроком, бросившим последний шар, или одним из членов его команды. После этого соперники имеют право провести свои измерения.

Измерения должны проводиться подходящими инструментами, которые должна иметь каждая команда.

Запрещено проводить измерения с помощью ступней. Игроки, которые не соблюдают это правило, наказываются в соответствии со статьей 35.

На какой бы позиции ни находился шар, в любое время на протяжении гейма для вынесения решения может быть вызван судья, и его решение будет окончательным. Во время проведения измерений судьей игроки должны находиться на расстоянии не менее 2 м.

По решению организационного комитета, особенно в интересах телевизионного показа, может быть установлено, что измерения имеет право проводить только судья.

Статья 27 – Удаленные шары

Игрокам запрещается поднимать сыгранные шары с дорожки до завершения гейма.

По завершении гейма все шары, поднятые до достижения соглашения о числе набранных очков, считаются вне игры. По этому поводу никакие претензии не принимаются.

Если игрок поднял шары с дорожки, то его партнеры, у которых остались шары, уже не могут их сыграть.

Статья 28 – Перемещение шаров или кошонета при проведении измерений

Спорный шар команды, игрок которой сдвинул кошонет или шар во время проведения измерений, считается находящимся дальше от кошонета, чем шар соперника.

Если во время измерений судья сдвигает или перемещает кошонет или шар, он должен принять справедливое решение.

Статья 29 – Равноудаленные шары

Если два ближайших к кошонету шара, принадлежащие разным командам, равноудалены от кошонета, то возможны три случая:

(1) Когда у обеих команд больше нет шаров, объявляется ничья. Кошонет бросает команда, набравшая очки в предыдущем гейме или выигравшая жеребьевку.

(2) Когда у одной из команд остались несыгранные шары, она бросает их и получает столько очков, сколько ее шаров окажется ближе к кошонету по сравнению с ближайшим шаром противника.

(3) Когда у обеих команд есть несыгранные шары, первой снова бросает команда, бросавшая последний шар. Затем очередь переходит к команде соперника и так далее поочередно, пока один из шаров не станет ближе к кошонету. Если шары останутся только у одной команды, то действуют правила, описанные в предыдущем абзаце.

Если после окончания гейма все шары находятся в ауте, то объявляется ничья.

Статья 30 – Удаление мусора для проведения измерений

Любой мусор, приклеившийся к шару или кошонету, должен быть удален до проведения измерений.

Статья 31 – Претензии игроков

Для того чтобы претензия игрока была рассмотрена, ее необходимо предъявить судье. После окончания партии никакие претензии не принимаются.

Перейти в начало

ДИСЦИПЛИНА

Статья 32 – Штрафы за отсутствие команд или игроков

Во время проведения жеребьевки команд и объявления ее результатов игроки должны находиться у стола судейской коллегии. Через 15 мин после объявления команда, отсутствующая на дорожке, штрафуется на 1 очко, которое присуждается сопернику. В играх с ограничением времени этот срок сокращается до 5 мин.

После этого штраф увеличивается на 1 очко за каждые 5 мин отсутствия.

Те же штрафы применяются и во время турнира, после каждой жеребьевки, а также в случае возобновления игры, прерванной по любым причинам.

Команда, не прибывшая на площадку в течение 1 ч с начала или возобновления игры, снимается с турнира.

Команда в неполном составе может начать игру, не дожидаясь отсутствующего игрока, но не может использовать его шары.

Без разрешения судьи игрок не имеет права отсутствовать на игре или покидать игровую площадку. В любом случае отсутствие игрока не прерывает течение игры и не отменяет обязанность команды сыграть шар за отведенную ей минуту. Если игрок не вернулся к моменту, когда он должен бросить шар, команда теряет право на один бросок каждую минуту.

Если разрешение не было получено, игрок наказывается в соответствии со статьей 35.

При несчастном случае или медицинских проблемах, официально засвидетельствованных врачом, игрок может получить право отсутствовать до 15 мин. При выявлении злоупотребления данным правилом игрок и его команда немедленно снимаются с турнира.

Статья 33 – Опоздание игроков

Отсутствовавший игрок, прибывший после начала гейма, не может принимать участия в начавшемся гейме. Он может присоединиться к игре только со следующего гейма.

Отсутствовавший игрок, прибывший более чем через 1 ч после начала игры, не допускается к участию в этой игре.

Если команда опоздавшего игрока одерживает победу, то он имеет право принять участие в последующих играх, если он был изначально зарегистрирован в составе команды.

Если игры проходят не на вылет, опоздавший игрок может принять участие в следующей игре, независимо от результата первой игры.

Гейм считается начатым, когда кошонет брошен, независимо от успешности броска. Иной порядок может быть установлен для игр с ограничением времени.

Статья 34 – Замена игрока

Замена игрока в дуплетах или одного из двух игроков в триплетах разрешается только до официального объявления о начале турнира (до свистка, выстрела, устного объявления и т. д.) при условии, что заменяющий(-ие) игрок(-и) не был(-и) предварительно зарегистрирован(-ы) в составе другой команды в этом же турнире.

Статья 35 – Наказания

За несоблюдение правил игры игроки подвергаются следующим наказаниям:

(1) Предупреждение, официально выносимое судьей, предъявляющим желтую карточку виновному игроку.

При этом желтой карточкой за превышение времени наказываются все игроки команды-нарушителя. Если один из игроков уже имеет желтую карточку, он наказывается аннулированием уже сыгранного шара или изъятием шара, который он собирался бросить, в текущем гейме или в следующем гейме, если у него не осталось шаров.

(2) Аннулирование уже сыгранного шара или изъятие шара, который игрок собирался бросить, в текущем гейме или в следующем гейме, если у него не осталось шаров, официально выносимое судьей, предъявляющим оранжевую карточку виновному игроку.

(3) Удаление игрока до конца игры, официально выносимое судьей, предъявляющим красную карточку виновному игроку.

(4) Дисквалификация команды.

(5) Дисквалификация обеих команд в случае обнаружения сговора.

Предупреждение — это наказание и может быть вынесено только за нарушение правил.

Таким образом, не может считаться предупреждением обращение к игрокам перед началом турнира или матча с требованием соблюдать правила.

Статья 36 – Неблагоприятные погодные условия

В случае дождя начатый гейм должен быть доигран, если не принято иное решение судьей, который один вправе (самостоятельно или совместно с жюри) приостановить или отменить его в случае форс-мажора.

Статья 37 – Новый раунд турнира

Если после объявления начала нового раунда турнира некоторые игры не завершились, судья после консультаций с оргкомитетом может принять любые меры и решения, необходимые для нормального продолжения турнира.

Статья 38 – Отсутствие спортивного духа

Команды, дискутирующие во время игры, демонстрирующие отсутствие спортивного духа или неуважение к сопернику, публике, оргкомитету и судьям, снимаются с турнира. Это может привести к аннулированию достигнутых к тому времени результатов, а также к наложению наказаний, предусмотренных статьей 39.

Статья 39 – Неспортивное поведение

Игрок, виновный в неспортивном поведении или в демонстрации агрессии по отношению к официальным лицам, судье, другому игроку или зрителю, подлежит одному или нескольким из следующих наказаний в зависимости от тяжести проступка:

(1) Исключение из турнира.

(2) Прекращение действия лицензии или членства в федерации.

(3) Удержание или возврат расходов и призовых.

Наказание, наложенное на игрока, может быть наложено и на его команду.

Первое наказание налагает судья. Второе наказание — жюри.

Третье наказание налагается оргкомитетом, который в течение 48 ч высылает сообщение об оставшихся расходах и призовых в исполнительный орган федерации, выносящий решение о способах их использования.

Во всех случаях руководитель исполнительного органа федерации принимает окончательное решение.

Все игроки должны быть одеты соответствующе. Отдельно запрещается играть с голым торсом. Из соображений безопасности обувь должна полностью закрывать пальцы и пятки.

Запрещается курить во время игры, включая электронные сигареты. Также запрещается использовать мобильные телефоны во время игры.

Любой игрок, который не следует данным правилам, будет исключен из турнира, если он продолжит их нарушать после предупреждения судьи.

Статья 40 – Обязанности судей

Обязанностью судьи является строгий контроль над соблюдением правил игры и регламента турнира.

Судья имеет право дисквалифицировать любого игрока или команду, отказывающуюся выполнять его решения.

Все зрители, имеющие действующую или временно приостановленную лицензию, которые своим поведением мешают игре, будут упомянуты в отчете судьи руководителю федерации. Позднее он вызывает виновников в дисциплинарный комитет, который принимает решение о мере наказания.

Статья 41 – Состав и обязанности жюри

Все случаи, не описанные в правилах, рассматриваются судьей, который может направить их в жюри. Состав жюри — от 3 до 5 человек. Решения жюри не подлежат обжалованию. Если у членов жюри мнения разошлись, то решающий голос принадлежит его председателю.